Мы используем файлы cookie для обеспечения необходимой работоспособности сайта и персонализации вашего взаимодействия со SkyEng. Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie, как указано в Соглашении о конфиденциальности
OK
Первое взаимодействие
с учеником — контакт

Автор: психолог Skyeng Родион Жуков
В этой статье мы рассмотрим понятие «Контакт», и вначале мне хотелось бы процитировать Джина Родденбери (американский сценарист):

«Все мы в буквальном смысле пришельцы на незнакомой планете. Большую часть своей жизни мы пытаемся выйти с кем-то на контакт. И если за все это время нам удастся наладить отношения хотя бы с двумя людьми, это уже настоящее везение».

Контакт — форма взаимодействия человека с другим человеком. Контакт предполагает собой переход от целого к частности (желание, потребность, интерес, мнение) и удовлетворение какой-либо потребности (принятие, поддержка, признание и т.д.). В процессе контакта каждый получает из общения и среды то, что необходимо, и отдает то, что не нужно, и делится тем, что нужно другому.

То, какими будут эти отношения, смогут ли они стать субъект-субъектными («я» и «ты» вместе достигаем поставленной цели), во многом зависит от того, насколько у каждого из нас развит навык собственной рефлексии и то, насколько я анализирую полученный ранее опыт. В противном случае мы бессознательно переносим стиль преподавания своих учителей: либо воспроизводим свой болезненный опыт, либо действуем от противного.


Преподаватель как терапевт

В работе с учениками преподаватель часто сталкивается с задачами, которые возникают в ходе психотерапии: мотивация студента, эмоциональные реакции на построение контакта, усвоение материала, состояние студентов.

Еще нельзя не отметить собственное состояние (эмоциональное, физическое), влияющее на педагогическую практику. Так же, как и терапевту, учителю приходится включаться в ситуацию обучения по-человечески и по-возможности с любовью.

К. Наранхо пишет о том, что преподавателям требуется специальная подготовка, чтобы они умели не только учить, но «также понимать состояние других людей и самих себя «здесь и сейчас»; чтобы увидев грустное лицо ученика, могли спросить его "Что с тобой?", не опасаясь при этом встретиться лицом к лицу с реальностью другого человека». Образовательные ситуации преподавателя и ученика порой вызывают спектр чувств, который присутствовал в прошлых педагогических отношениях. Важно это понимать в процессе обучения, так как они могут негативно влиять на новый учебный процесс как со стороны учителя, так и ученика. По мнению И. Д. Булюбаш и Н. В. Пугача, это могут быть:

  • страх и тревога, когда активизируется прошлый опыт давления на индивида через наказание и запугивание;

  • стыд и вина, когда активизируется прошлый негативный опыт сравнения с другими людьми с нередкой ситуацией унижения в присутствии других;

  • навязчивое ожидание и страх критики за незнание с навязчивым ожиданием похвалы и положительной оценки, когда отсутствие опыта одобрения и похвалы авторитета приравнивается к критике;

  • отчаяние и беспомощность в отношении влияния на учебный процесс в соответствии со своими интересами, когда обучение рассматривается как автоматическое поглощение готовых знаний и навыков.


Важная задача преподавателя — дать ученику чувство безопасности

Одна из важных задач, которая стоит перед учителем при формировании контакта — сформировать психологическую безопасность и среду для обучения. Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности (как состояния сохранности) и защищенности (как система мер по предупреждению угроз) является одним из факторов стрессорного пребывания человека в боевой обстановке.


Психологическая безопасность определяется несколькими критериями:

  • состояние сохранности психики человека;

  • сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека;

  • устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать безопасные отношения);

  • возможности среды и личности по устранению угроз;

  • состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Наиболее важными условиями обучения, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность, являются:

  1. Доброжелательные взаимоотношения (включающие в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого из участников).

  2. Дисциплина — профилактические меры, направленные на организацию поведения, а не только управление или наказание.

В обучении главная задача состоит в том, чтобы создать особые условия, благодаря которым ученик получит возможность решать поставленные перед ним задачи. Основная задача настоящего образования — научить пониманию.


Как взаимодействовать с учеником на первом этапе общения

Сформируем небольшой план по взаимодействию на первом этапе общения:

  • представьтесь;

  • скажите, сколько времени у вас есть;

  • используйте открытые вопросы;

  • применяйте вербальное и невербальное поощрение;

  • используйте повторение и прояснение;

  • планируйте степень контроля и активности.


Хорошим средством, чтобы установить контакт, является поощрение. Невербальные (кивки, доброжелательное и заинтересованное выражение лица и т.д.) и вербальные («Даю, «Я слушаю», «Ух ты», «Расскажите мне больше об этом») способы могут казаться тривиальными, но при их уместном использовании в общении они мотивируют собеседника и поощряют его раскрываться. При первом контакте со студентом определите оптимальный уровень активности:

  • используйте прямое проявление контроля;

  • представляйте каждую новую тему;

  • начинайте тему с открытых вопросов;

  • в конце темы применяйте закрытые вопросы;

  • суммируйте, если потеряли направление беседы;

  • обращайте внимание на новую информацию;

  • избегайте жаргона;

  • если сообщения ученика содержат противоречия, используйте конфронтацию;

  • для стимуляции выражения эмоций используйте обратную связь.


Обратная связь

Обратная связь — способ помочь ученику задуматься над коррекцией своего поведения.

Обратная связь должна быть описательной и безоценочной.

Описание поведения ученика предоставляет ему свободу выбора в том, как реагировать на нее. Избегая оценок, мы тем самым уменьшаем потребность человека защищаться. Вспомним третий закон Ньютона: «Силы, с которыми действуют друг на друга два тела, равны по величине и противоположны по направлению». Оценка упрощает восприятие, но не дает в дальнейшем выйти за рамки, созданные нашим воображением. Иногда безоценочное отношение к человеку выглядит как судебный протокол, поэтому не стоит этого пугаться.

Например, ученик на уроке не знает какое-то базовое слово, наше воображение дает этому оценку, что он не занимался английским долгое время или не учил его вовсе, поэтому не знает это слово. На самом же деле, человек может просто в моменте не вспомнить или не знать это слово в принципе. Важно, чтобы мозг составил «протокол», в котором был бы зафиксирован лишь факт незнания этого слова, без любых посторонних домыслов, фантазий и оценочных суждений.

Обратная связь включает в себя предоставление точной и конкретной информации о тех или иных аспектах поведения ученика, призыв к исследованию и совместному поиску решений. Она направлена на конкретный случай в поведении, который ученик может проработать, учитывая его способности и возможности. Указание на недостатки, которые вне его контроля, лишь погружает человека во фрустрацию. Обратная связь обязательно должна быть своевременной, и максимально полезно, и когда мы выражаем ее вслед за той или иной реакцией ученика.


Теория окейности и жизненные позиции

А теперь давайте рассмотрим распространенные в транзактном анализе жизненные позиции «Я — окей, Ты — окей». Психологи описывают жизненные установки относительно себя и другого человека, которых может придерживаться наша личность:

  1. Я — Окей, Ты — Окей (осознанная позиция, принимаемая в результате осмысленных решений, включает расширенную информацию о себе и участнике процесса коммуникации).

  2. Я — не Окей, Ты — Окей (формирует чувство вины в общении, конфликте и т.д.).

  3. Я — Окей, Ты — не Окей (взгляд на общение сверху вниз).

  4. Я — не Окей, Ты — не Окей (позиция безысходности).
А теперь расскажем о каждой позиции подробнее.

«Я — Окей, Ты — Окей» — это «здоровая» позиция, или позиция победителя. Здесь люди могут договариваться с самим собой и с другими и признавать как свои, так и чужие ошибки. Позиция основана на чувстве безопасности, где каждый из участников контакта ощущает собственную ценность, проявляя толерантность к разности («я не чувствую, что человек плохой, мы просто разные»). Данная позиция признает за каждым человеком право быть самим собой в контакте и проявлять свои желания.

Человек может говорить «Я не хочу» вместо «Я не могу», первый вариант всегда будет честнее по отношению к собеседнику. Важно, чтобы каждый из участников имел право на проявление «хочу–не хочу», «буду–не буду».

Проявление уверенности в разговоре не есть наглость, важно помнить, что здоровый эгоизм — это проявление «я делаю то, что я хочу», уважая личные границы другого человека. Нездоровый эгоизм — это «Вы должны делать то, что я хочу».

Например, можем рассмотреть это в контексте урока: оба участника (ученик и преподаватель) должны понимать свои роли и зоны ответственности (что мы делаем, зачем и почему), и правила, которых надо придерживаться в общении, чтобы прийти к поставленной цели. Подробнее об обратной связи и моментах проведения урока написано выше (первый контакт с учеником).


«Я — не Окей, Ты — Окей» — подобно плети под названием «недостаточный». Личность истязает себя чувством неполноценности, вины, отчаяния. Человек делает вывод о том, что за всё в диалоге ответственен исключительно он сам. Ученик при этом важнее, всегда прав и более значим. Чтобы в наших взаимоотношениях всё было «отлично» мне нужно скорректировать свое поведение, еще больше стараться.

Преобладающее чувство в контакте — страх отвержения, стыд и вина, которые блокируют наше возбуждение и проявление себя как личности. Когда мы говорим о возбуждении, в личной терапии подразумевается не общепринятая ассоциация с сексуальным напряжением, здесь возбуждение — это чувственный импульс к действию, еще не приведенный в исполнение. Импульс, который побуждает человека к определенным действиям, а также касающийся любого переживания. То есть возбуждение в нас присутствует практически постоянно.

Когда мы хотим что-то сказать, хотим есть, мечтаем о повышении зарплаты, хотим кого-то поцеловать, испугались громкого звука или опасаемся что-то спросить — все это и есть возбуждение. Итак, в этой позиции потребность сохранить взаимоотношения превыше других целей в контакте приводит лишь к заниженной самооценке и депрессивному состоянию.

«Я — Окей, Ты — не Окей» — личность с подобной установкой сбрасывает с себя любую ответственность и воспроизводит это в контакт, тем самым избегая внутренних травм. Рассматривая это с позиции гештальт-практики, на ум сразу приходит понятие «эготизм». Хронический эготизм проявляется при нарциссических личностных расстройствах, которые характеризуются нехваткой эмпатии, состоянием грандиозности или ничтожества, а также восприимчивостью к оценке другого человека.

Эготизм является одной из форм прерывания контакта, иначе его можно описать так — это «быть и не быть» в контакте. При подобном прерывании контакта человек чрезмерно держит оборону, выстраивая непробиваемую стену между собой и миром. Человеку с такой установкой бывает невыносимо признать свою ошибку, неидеальность, поскольку на ранних этапах формирования личности этого делать было просто невозможно. Это очень напоминает токсичное взаимодействие.

При применении подобной позиции в общении со студентом, ему ничего не остается, кроме как признать себя «гадким» учеником или начать бунтовать на занятии в попытке доказать, что он все-таки «окей».

«Я — не Окей, Ты — не Окей» — позиция, характеризующаяся дефицитом привязанности, отсутствием чувства безопасности, в результате чего личность неадекватно оценивает и принимает реальность, все вокруг кажется безнадежным. Человеком овладевает чувство униженности и покинутости. Находясь в этой позиции, человек убежден, что ему никто не в силах помочь, так как остальные люди (и весь мир) тоже не в порядке.

Таким образом, дальнейший сце­на­рий бу­дет раз­во­ра­чи­вать­ся во­круг сцен, в ко­то­рых человек от­вер­га­ет дру­гих, а дру­гие от­вер­га­ют его. В основном данная позиция встречается при переживании личностью особо травматических событий и при посттравматическом синдроме или психотических заболеваниях.

Небольшое видео о теории "Окейности"
Список использованных источников:
  1. "Педагогическая психология" под редакцией Л.Регуш, А. Орловой. Издательство: Питер 2011г.
  2. Булюбаш, И. Д. Руководство по обучению гештальт-терапевтов / И. Д. Булюбаш, Н. В. Пугач. – Самара : Бахра-М, 2016. – 416 с.
  3. Наранхо, К. Изменим образование, чтобы изменить мир / К. Нарахно. – М. : Класс, 2014. – 400 с.
  4. Лапшина Т.Н. Роль гештальт-подхода в профессиональном и личностном саморазвитии преподавателя высшей школы // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов иматериалов научно-практических конференций. Вып.3. Часть 1 –Москва : АСОУ, 2018 – c.235-244
  5. Серж Гингер, Анн Гингер "Гештальт - терапия контакта"
  6. Ирина Германовна Малкина-Пых Техники позитивной терапии и НЛП Серия «Справочник практического психолога»