Мы используем файлы cookie для обеспечения необходимой работоспособности сайта и персонализации вашего взаимодействия со SkyEng. Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie, как указано в Соглашении о конфиденциальности
OK
Мотивация в учебной деятельности

Автор: психолог Skyeng Родион Жуков
По мере обучения человека и прохождения им всех этапов взросления, учителя сталкиваются с негативным отношением учащегося к обучению (скукой, апатией, нежеланием посещать занятия). В ходе взросления обучение либо приобретает смысл самообразования («я хочу, могу, буду, делаю»), либо становится формальной деятельностью («надо, должен»). Второе встречается чаще, потому что у человека не сформировано полное представление о том, для чего именно ему нужно учиться. Но это можно исправить!


Побудительная сила вещей

На «побудительную силу вещей» впервые указал Курт Левин, а поведение под воздействием такого рода побудителей он обозначил как «полевое» или ситуативное. Наше поведение зависит от психологических качеств в среднем лишь на 30%, а на оставшиеся 70% — от ситуаций, в которых мы находимся. Если ребенок не желает учиться, эта проблема исходит не из его психологических качеств, а из несовершенной организации обучения.


Успех напрямую зависит от мотивации

Успех учебной деятельности напрямую зависит от ее мотивации — системы внутренних и внешних факторов, которые побуждают учиться. Такими факторами могут выступать как потребности студента, так личностный смысл, которые он вкладывает в обучение, пример окружающих, система подкреплений и наказаний и т. д.

Подкрепление состоит в том, чтобы сформировать у ученика уверенность, что не только учитель, но и сам ученик может влиять на ситуацию. Подкрепление всегда должно быть своевременным, оно должно происходить в момент, когда ученик делает что-то «желательное» — так мы развиваем бóльшую внимательность по отношению к ученику.

Мотивация — это процесс формирования мотива со следующими стадиями развития:

  • осознание потребности и постановка цели;

  • выбор способа достижения этой цели;

  • возникновение побуждения к его реализации.

Еще мотивацию можно рассматривать как систему мотивов, побуждающих человека к определенной деятельности, например, как комплекс познавательных, игровых и социальных мотивов учения.


Стадии формирования мотивации


Первая стадия: возникновение первичного абстрактного мотива

Мотив (лат. movere — приводить в движение, толкать) — это всегда о внутреннем состоянии, а внешнее поведение — лишь способ достичь этого состояния.

Мотив всегда отвечает на вопрос «Зачем?» (не путать с «Почему?»). Мы складываем представление «зачем мне это», исходя из наших личных потребностей, и именно желание удовлетворить эту потребность побуждает к поиску путей ее удовлетворения.


Вторая стадия: поисковая активность

Здесь человек отвечает себе на вопросы «Почему?» и «Каким образом я могу этого достичь?».

Важно на этом этапе развить в человеке способность к поиску самого себя, помочь ему раскрыть свои потенциальные возможности в отношениях с миром и другими людьми.


Третья стадия: выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь (причинно-следственная связь), то есть осознание, что поступок => выгода.


Как работать с мотивацией на уроках

Часто преподаватель на первом занятии не собирает полное представление об ученике и в дальнейшем подавляет импульсивность ученика, заставляя его делать так, как удобно учителю. Будет здорово, если на первых занятиях учитель расспросит о том, как проходит обычный день ученика. Это позволит понять, как ученик удовлетворяет свои потребности. Например, если ученик делает домашние задания вместе с родителями, это может говорить о том, что на занятии надо поработать над самодисциплиной, пониманием текущего материала, формированием структуры урока и, возможно, занятия проходили бы более эффективно вместе с родителями.

С опытом у человека формируются мотивационные схемы, то есть знания путей и средств удовлетворения конкретной потребности.

Важно, чтобы на этом этапе вы поняли механизм работы мотивации:

  1. Ценности (базовые, приобретенные).

  2. Попытки (исходят от желания удовлетворить потребность).

  3. Опыт (зависит от количества попыток).

  4. Поведение (зависит от полученного опыта).



Мотивационная сфера личности и потребности

Мотивационная сфера личности тесно связана с потребностями, которые характеризуют поведение человека.


Потребность — это нужда индивида, отраженная в форме переживания, которая нужна для поддержания его организма и развития личности.


Если человек имеет возможности для беспрепятственного удовлетворения всех своих потребностей? или потребности уже удовлетворены, а новые не сформированы, то мотивация к какой-либо деятельности, в том числе к учебной, не развивается. Состояние напряжения, внутреннего дискомфорта не только естественно, но и необходимо для формирования мотивации.


Понятие «эустрэсс», которое ввел Ханс Селье, подразумевает собой полезный психологический/физический стресс, который не наносит вред здоровью, но дает человеку чувство удовлетворения, надежды и уверенности в своих силах.

Потребность превращается в мотив, когда ее удовлетворение объяснимо и применимо в жизни человека. На занятии нужно сформировать цель и понять сферу применения полученных учеником знаний.


Учебные мотивы формируются, если ученик воспринимает свою деятельность как способ удовлетворения потребностей, актуальных для него. Трудность недостаточной мотивации к учебной деятельности обычно состоит не в том, что у человека нет потребностей, а в том, что обучение не воспринимается как способ их удовлетворения.


Важно проговорить с учеником, что большинство потребностей не удовлетворяются лишь учебной деятельностью, а она только создает предпосылки для того, чтобы человек смог удовлетворить их в будущем. Умение видеть эти предпосылки — это основа хороших взаимоотношений с учеником.


Потребности могут быть воплощены в разных предметах — как материальных (например, в каких-либо вещах), так и в определенных видах деятельности (в частности, в обучении). Иногда преподаватели не прилагают усилий к тому, чтобы ученик воспринял учебную деятельность как возможный способ удовлетворения значимых для себя потребностей.


Возможные источники прокрастинации (бездействия на занятии) — неэффективная система самомотивации. Американский психолог Альберт Эллис называл эту систему долженизм. Попробуйте найти другие формулировки со студентами, чтобы призвать их к действию, обходясь без принуждения. Вместо «обязан», «должен» используйте «хочу» для того, чтобы сформировать ощущение свободы выбора у студента. Нужно проанализировать со студентом сколько в его жизни «надо» и «хочу» (без амбициозных планов), порой вопрос заключается не в мотивации студента, а в поддержке (эмоциональной, словесной).


Типы мотивации

Выделяют два относительно универсальных типа мотивации (Мак-Клелланд, 1953 г.):

  1. Мотивация на достижение успеха. В этом случае человек действует, чтобы достигнуть чего-либо: удовлетворить потребность, реализовать намерение, получить подкрепление. Пример: подготовка к экзамену, чтобы сдать его на «отлично».

  2. Мотивация на избегание неудачи. В таком случае человека побуждает действовать желание избежать каких-либо неприятных последствий: фрустрации потребностей, утраты чего-то значимого, наказаний. Пример: подготовка к экзамену, чтобы не «провалить» его, что приведет к отчислению из института; тренировки, чтобы не опозориться, заняв на соревнованиях последнее место.


Важно помнить, что обучение всегда должно быть ориентировано на результат. В вопросе мотивации требуется наблюдательность и гибкость поведения преподавателя, таким образом начальный и самый важный шаг любых взаимоотношений — выяснение и определение результата.


Принципы успешных взаимоотношений

Перейдем к вопросам, которые помогут сформировать успешные взаимоотношения:

  1. Формулируйте результат утвердительно. Вопросы «Чего вы хотите?», а не «Чего вы не хотите?» (будьте внимательны к словам, указывающим на отрицание «не должно», «не будет» и т.д.)

  2. Доступность результата ученику. Сфокусируйте внимание ученика на том, что он может сделать, как он будет ответственен за достижение поставленной цели. Вопросы «Как бы вы хотели видеть свое обучение?», «Какие усилия вы готовы прилагать?», «Готовы ли менять и корректировать программу обучения?».

  3. Описывайте желаемое состояние. Вопросы «Как вы узнаете, что достигли результата?», «Как вы будете видеть, слышать и чувствовать себя, когда это произойдет?», «Что для вас важно в результате и почему для вас важно его достичь?».

  4. Применение полученных знаний. Результат зависит от того, какие ресурсы вам нужны для его достижения.

  5. Подстройка к будущему. «Посмотрите на себя глазами себя из будущего и представьте ощущения, которые испытываете, уже достигнув своей цели».


Иногда у ученика формируется ложное убеждение в том, что мотивация первична, и за ней следует действие, а обычно все наоборот — сначала производится действие, а позже включается мотивация. Преподавателю нужно помнить о том, что мотивация — внутриличностный процесс, учитель может только стимулировать к обучению.


Вот так называемая «Мотивация Гарварда», которая скорее не имеет отношения к одноименному университету, но содержит довольно универсальные мотивационные правила:

1. Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта. Если же вместо сна ты выберешь учебу, то ты воплотишь свою мечту в жизнь.

2. Когда ты думаешь, что уже слишком поздно, на самом деле, все еще рано.

3. Мука учения всего лишь временная. Мука незнания – вечна.

4. Учеба – это не время. Учеба – это усилия.

5. Жизнь – это не только учеба, но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, то на что ты, вообще, способен?

6. Напряжение и усилия могут быть удовольствием.

7. Только тот, кто делает все раньше, только тот, кто прилагает усилия, по-настоящему сможет насладиться своим успехом.

8. Во всем преуспеть дано не каждому. Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью.

9. Время летит.

10. Сегодняшние слюни станут завтрашними слезами.

11. Люди, которые вкладывают что-то в будущее - реалисты.

12. Твоя зарплата прямо пропорциональна твоему уровню образования.

13. Сегодня никогда не повторится.

14. Даже сейчас твои враги жадно листают книги.

15. Не попотеешь, не заработаешь.


«Без способности переносить в себе разочарование мир превращается в минное поле, где каждый новый шаг — шанс столкнуться с неприятным переживанием, а следовательно, нежелательный шаг».
Ольга Князева, психолог.



Статья подготовлена с использованием учебника "Педагогическая психология" под редакцией Л.Регуш, А. Орловой. Издательство: Питер 2011г.