Учитель и ученик — сотрудничество
в образовательном процессе

Автор: психолог Skyeng Родион Жуков
Я делаю свое дело, а ты делаешь свое.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты – это ты, а я – это я.
И если нам случится найти друг друга — это прекрасно.
Если – нет, этому нельзя помочь. (Ф.Перлз)
Педагогическую психологию можно рассматривать целиком через призму общения, так как все стороны обучения и воспитания опосредованы общением. Хотелось бы начать статью с небольших определений, которые послужат фундаментом заданной темы. Итак, что же такое педагогическое общение?

Педагогическое общение — профессиональное общение учителя с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, включая администрацию школы. Профессиональное общение подразумевает принятие учителем ответственности за установление контакта, а также — способность осознанно применять профессиональные знания и умения в процессе этого взаимодействия.

Педагогическое общение обеспечивает эмоциональную атмосферу на уроке, которая нужна для проявления у ученика интереса к учебному процессу, предмету, установлению здоровых межличностных отношений между учениками и учителем; их личностному росту.

В. А. Сухомлинский подчеркивал важность воспитания словом, слово педагога обращено не только к слуху — к сердцу каждого. Мудрость педагога он видел в сохранении детского доверия к нему, в желании ребенка общаться с учителем как с другом и наставником. Важным элементом сотрудничества в образовательном процессе является беседа. В диалоге каждое сообщение рассчитано на обратную связь с собеседником, которая в обогащенном виде нужна для дальнейшей обработки другому. Инструментами диалога могут выступать: позитивный фидбек (эмоциональный и содержательный), ассоциативное связывание личного опыта с темой работы, дополнение, обобщение и возвращение знания ученику в структурном виде.

Построение диалога, который способствовал бы развитию человека, процесс не быстрый, так как развитие не может произойти мгновенно.

Практические советы

Если вы слышите критику со стороны студента по отношению к вам, то он или она могут так поступать из желания помочь или навредить вам. То, что говорит человек, может быть верным, ошибочным или чем-то средним. Но будет разумно изначально не фокусироваться на этих нюансах. Вместо этого попробуйте задать человеку несколько конкретных вопросов, сформулированных таким образом, чтобы выяснить, что именно он или она имеет в виду.

Постарайтесь избегать осуждающего или оборонительного тона. Попытайтесь посмотреть на мир глазами критикующего. Сделав этот шаг, вы уже окажитесь на полпути к тому, чтобы критикующий перестал вас удручать, это поможет перейти от взаимодействия по принципу «защита и нападение» к сотрудничеству и взаимному уважению.

Эмпатия

Помощь в этом взаимодействии предусматривается важной способностью — эмпатией. Это способность наглядно представить последствия вашего поведения, как хорошие, так и плохие, умение осознать влияние ваших поступков на вас и на других людей, чувствовать искреннюю печаль и сожаление, но при этом оставаться целостной личностью в контакте с другим. Можно сказать о том, что это «магия», которая позволяет построить мост от гнева до успешности. Эмпатия не подразумевает собой способность чувствовать то же, что и чувствует другой (это сочувствие). Под эмпатией не имеется в виду и способность деликатно вести себя с учеником.

Сострадание, сочувствие — признак здоровой личности, но если чужая боль парализует и не дает возможности радоваться тому, что происходит в нашей собственной жизни, это уже похоже на слияние с другим человеком. В психологии это может называться «созависимыми отношениями».

К. Роджерс так писал об эмпатии: «Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным, и в то же время — тонким и чутким».

Учителя с неразвитой эмпатией нередко допускают педагогическую бестактность, прибегают к неоправданным наказаниям или морализированию. Они не способны встать на место ученика, ориентироваться в мире значимых для него переживаний, принять его оценки.

Диалог с присутствием эмпатии становится развивающим только в том случае, если мы сумеем разделить наше отношение к человеку и то, как мы относимся к тому, что он делает или сделал: «Я тебя уважаю, ты мне симпатичен, но не думай, что я буду с симпатией относиться к твоим проблемам».


Любовь, вера, интерес и уважение позволяют заработать учебной стороне диалога — языку слов. Открытые вопросы помогают учителю:

  • исследовать потребности и личный опыт;
  • исследовать моменты внутренних препятствий (барьеров) на пути достижения успеха;
  • развивать рефлексивный характер мышления;
  • делать здоровый выбор, принимать собственные решения;
  • передавать ответственность.

Как правило, люди никогда не могут постичь всей полноты действительности. То, что мы познаем — лишь наше восприятие этой действительности. Мы создаем представление об окружающем мире и реагируем на него через сенсорные системы. Обычно не сама действительность сдерживает или, наоборот, побуждает нас идти вперед, а наше восприятие — отражение этой действительности. Таким образом, можно сделать несколько выводов:

  • человек реагирует на свое собственное восприятие реальности;
  • смысл коммуникации заключается в реакции, которую вызывает независимо от намерений коммуникатора;
  • человек уже обладает (потенциально) всеми ресурсами, нужными для эффективного взаимодействия.


«Я-сообщение»

Основным и важным преимуществом в работе преподавателя является умение говорить с учеником через «Я-сообщение». Цель всегда достаточно проста — научиться без страха говорить о себе с другим. Замечайте, как часто в диалоге вы употребляете местоимения: мы, наше, нас. Старайтесь заменять их на: я, моё, меня.


Положительный эффект от «Я-сообщения» может быть экологичным способом избавиться от негативных эмоций, позволит ученику с вашей стороны увидеть пример искренности, возможность лучше вас понять, а еще это поощрение к принятию самостоятельного решения. Первый и важный шаг — сообщить о своих чувствах и эмоциях в контакте с учеником:

  • я чувствую себя…
  • я ощущаю, что...
Второй шаг — обратить внимание на факт, который послужил причиной:
  • я чувствую себя расстроенным(ой), когда со мной говорят в таком тоне.
Третий шаг — предложить желаемую модель поведения. Сообщить, что мы хотим:
  • говори, пожалуйста, тише;
  • ты бы мог не использовать в разговоре со мной слова...
Важно не акцентировать внимание на том, что вам не нравится.


Список использованных источников

  1. "Педагогическая психология" под редакцией Л.Регуш, А. Орловой. Издательство: Питер 2011г.

  2. Ирина Германовна Малкина-Пых Техники позитивной терапии и НЛП Серия «Справочник практического психолога»

  3. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993

  4. Психопедагогика. М., 1984. Стоунс Э.

  5. Чеснокова Е. Н. Развивающий диалог с осужденными подростками (психологические основы развивающего диалога как основного инструмента социально-психологической реабилитации) // Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под ред. Л. А. Регуш. СПб., 2003.