Профессиональное самосознание: кто такой преподаватель

Автор: психолог Skyeng Родион Жуков

«Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, прежде всего, готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человеческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками».

Абаева Гульнар Бариевна.

«Познай самого себя» — настоятельно советовал греческий философ Сократ. Мы же постараемся познать не самих себя, а часть социальной роли «преподаватель».

Каждый из вас наверняка размышлял на тему того, кто есть преподаватель? Как моя роль влияет на окружающих? Возможно, кто-то задумывался над тем, а как учитель должен общаться с учениками?
Профессиональное самопознание

Благодаря осознанию мы подходим с вами к определению того, что есть профессиональное самопознание. Это осознание педагогом себя в каждом из трех составляющих:

  • в системе профессиональной деятельности;
  • в системе педагогического общения;
  • в системе собственной личности.

Самосознание характеризуется еще своим представлением о себе, Я-концепцией. Профессиональное самосознание педагога и его развитие — всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям.

Образ учителя

У преподавателя, по мнению В. Н. Козиева, «должен быть сформирован профессиональный образ педагогической деятельности и личности учителя — это есть не что иное, как «идеальное Я» учителя».

Исследования показали, что у многих учителей не сформирован в ясной форме профессиональный «образ учителя». В нем мало дифференцированы житейские и профессиональные представления. Есть неадекватность оценок различных сторон собственной деятельности и собственной личности.

Рассмотрим опорные точки, которые влияют на педагогический образ:
  • отношение к системе своих педагогических действий, к целям и задачам, которые учитель ставит перед собой в своей деятельности, к способам достижения этих целей;
  • эмоциональная оценка того, как он реализует основные функции педагогического общения;
  • отношение к своим профессионально значимым качествам и в целом к своей личности профессионала, оценка уровня своей личностной и профессиональной компетентности и соответствия своему собственному идеальному Я-образу педагога.

Основные составляющие при формировании образа учителя

Внутреннее соответствие образа профессии – ведущая из составляющих педагогического имиджа. Здесь подразумевается внутреннее принятие педагогом ценностей, выработка личностных качеств, соответствующих профессии учителя.

Этому будут способствовать:
  • достаточная самооценка, уверенность в себе;
  • социальная и личная ответственность;
  • желание меняться и постоянно самосовершенствоваться.
Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Профессионально значимыми считаются три группы качеств личности педагога:
  1. Качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему.
  2. Качества, которые обеспечивают владение собой.
  3. Качества, способствующие активному воздействию на ученика; [Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя].

Имидж любого учителя состоит из нескольких частей:
  • целостный внешний образ, который возникает в сознании;
  • внешние проявления: манеры, походка, жесты, одежда, мимика и т.д.;
  • внутренний план: интересы, склонности, хобби, эрудиция;
  • психологический аспект: темперамент, темп речи, пластичность психики, эмоции, волевые качества;
  • аксиологический компонент: жизненная позиция, установки, взгляды;
  • репутация учителя, приобретенный с годами практический и теоретический опыт, авторские разработки, награды, премии.

Важно, чтобы внешние имиджевые проявления не расходились с внутренними установками, взглядами, поступками.

Понятие самооценки

Одним из важнейших понятий, связанных с профессиональным самосознанием учителя, является понятие самооценки. Самооценка — это представление про свои достоинства и недостатки, качества и чувства.

Положительная самооценка — это способность испытывать любовь к себе и радость независимо от того, успешны ли вы в какой-либо момент жизни. Негативная самооценка порой похожа на увеличительное стекло, которое может превратить тривиальную ошибку в некий символ личного провала.

Подведем небольшой итог прочитанного. Я-концепция представляет собой набор установок, направленных на самого себя. Предлагаю конкретизировать следующим образом:
  • образ Я — представление человека о самом себе;
  • самооценка — имеет несколько сторон развития, поскольку конкретные черты Я-образа вызывают более или менее сильные эмоции, связанные с принятием или осуждением.

Подробнее про Я-концепцию можно почитать тут. Еще предлагаю познакомиться с психологическими типами личности по К. Юнгу.

Как сформировать свой внутренний образ?

Сейчас мы плавно подошли к тому, чтобы осознать, что для начала неплохо было бы познакомиться с самим с собой, проявиться, чтобы осознать свою социальную роль и, как следствие, осознать собственные границы.

В первую очередь нужно понимать, что себя не выбирают. Любить, принять себя — звучит прекрасно, пока речь идет о достоинствах, а как же быть с недостатками, которые достоинствами не совсем назовешь? Об этом мы говорим с клиентами на терапии, но есть и универсальное правило: «Себя нужно не переделывать, а учиться понимать свои эмоции, поведение, чувства, установки».

Иногда «плохие» качества становятся более эффективными, чем «хорошие». Те качества, которые мы считаем плохими, больше говорят про качество воспитания и восприятия другого, некий интроект, который мы проглатываем не пережевывая.

Древнегреческий философ Платон пишет о том, что человеческая душа подобна крылатой колеснице, запряженной двумя конями. Один из них — черный, он — олицетворение зла, стремится к земле, к низшим страстям и инстинктам, другой — белый, он символизирует доброе начало, устремлен к небесам, к миру чистоты и гармонии. Задача человека — научиться управлять этими двумя началами своей души, подчинить их своей воле.

Сформировать свой внутренний образ в первую очередь позволяют цели и задачи, которые мы преследуем в жизни. Чтобы определить их, дайте волю фантазии. Когда мы говорим про базовые вещи в отношении себя, имеются ввиду мое время, тело и все, что тело делает: слушает, чувствует, говорит, материальные и нематериальные ценности, жизненный опыт, черты характера, эрудиция и т.д. У каждого из вас есть личный космос, именно поэтому в Skyeng поощряется проявления своей индивидуальности, и каждый может найти себя и тот подход, который близок ему.

Список литературы

  1. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: Владос, 2004.
  2. Капустина З.И. Имидж современного педагога // Учитель. – 2006.
  3. Попова Л.В Имидж современного педагога // Учитель. – 2002. – №6.
  4. "Педагогическая психология" под редакцией Л.Регуш, А. Орловой. Издательство: Питер 2011г.
  5. Калюжный, А. А. Технология построения имиджа учителя / А.А. Калюжный // PR в образовании. – 2004