Мы используем файлы cookie для обеспечения необходимой работоспособности сайта и персонализации вашего взаимодействия со SkyEng. Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie, как указано в Соглашении о конфиденциальности
OK
Что делать, если ученик нарушает ваши личные границы

Автор: психолог Skyeng Vasilija Juhas
Для продуктивного обучения важно, чтобы на занятиях было комфортно и ученику, и преподавателю. Создать такую атмосферу поможет соблюдение личных границ друг друга, но иногда представления о личных границ могут не совпадать у вас с учеником.

Мы попросили психолога Skyeng для преподавателей — Vasilija Juhas — поделиться советами, что делать в ситуации, когда вам некомфортно на занятиях с учеником, и вы не хотите обидеть его, расстроить или испортить ваши отношения.

Но для начала давайте вспомним базовые правила взаимодействия, которые помогают в большинстве случаев таких ситуаций вовсе не допускать.

  • Поддерживайте связь с учениками через чаты на платформе, при необходимости обменяйтесь контактами в мессенджере.
  • Заранее обговорите правила, по которым будете общаться — например, темы (лучше — только связанные с обучением), время, когда вы на связи.
  • Держите гармоничную дистанцию: общайтесь без фамильярности, но и без лишнего формализма. Уважайте личные границы ученика и свои собственные.
  • Преподносите себя ученику как часть школы, не критикуйте школу на уроке или вне урока, не обсуждайте преподавательские или личные проблемы с учеником. Если нужна помощь, обратитесь в службы школы.
  • Соблюдайте единый стандарт преподавателя Skyeng.
  • Если ваши границы нарушают или вы чувствуете дискомфорт в общении с учеником, аккуратно завершите общение с ним и напишите об этом в Teachers Care.

А теперь перейдем к рекомендациям корпоративного психолога Skyeng Vasilija Juhas.


Если вы чувствуете дискомфорт в общении с учеником, считаете, что ваши границы нарушают, это можно исправить.

Важно помнить, что мы все порой испытываем злость, но не всегда в состоянии показать свой гнев. Иногда злость другого человека говорит о важности ваших отношений, иногда это поиск «территории» в них или желание быть замеченным, увиденным. Почувствовать, как на мою территорию заходит другой и что-то делает на ней без моего разрешения — эмоциональный дискомфорт (вина, раздражение, неловкость, страх и т.д.), таким образом психика старается позаботиться о своей сохранности.

Бывает, что кто-то может заявлять о себе, а кому-то сложно прямо сказать «нет». Оценивать свое поведение не стоит, лучше с ним познакомиться. Вот несколько рекомендаций для ситуаций, когда ученик злится в диалоге.

  1. Дыхание. Пробуйте направлять фокус внимания на то, как дышите, продолжая слушать своего ученика, чтобы не попасть в ловушку и не разозлиться самому.
  2. Спросите ученика, все ли с ним было в порядке, что произошло и что его расстроило. «Я замечаю, что что-то изменилось, все ли в порядке?» «Я сказал/спросил что-то, что вас расстроило?», «Может быть вас, что-то беспокоит?»
  3. Если ученик расстроен из-за чего-то, что не связано с уроком, спросите его, можете ли вы все еще продолжать урок или, возможно, стоит перенести его.
  4. Если причиной злости является то, что вы сказали или сделали, принесите извинения.
  5. Если ученик проявляет злость из-за качества занятий, спросите его, чем он недоволен, что он хотел бы изменить, сделать по-другому.
  6. Если вы не можете удовлетворить требования вашего ученика, попросите помощи методиста скорректировать материалы или изменить ваш подход, чтобы удовлетворить требования ученика и помочь ему достичь своей цели.

Полезные ссылки
Стандарт преподавателя.
Статья корпоративного психолога Skyeng Родиона Жукова про личные границы.
Больше полезных материалов про взаимодействие с учениками.